+7 (347) 246-28-25
Все новости

Итоги 2017-го: новые площади, новые форматы, новый рост

По оценкам аналитической службы ГК ИТКОЛ, несмотря на увеличение спроса на коммерческую недвижимость, арендные ставки продолжат сокращаться в 2018 г., а важное значение для арендаторов будут иметь не только качество и расположение объекта, но и социальная инфраструктура возле него. Конкуренция за арендатора сохранится, но от этого в перспективе выиграет весь рынок.

В целом рынок коммерческой недвижимости в Москве и Московской области к концу 2017 г. чувствует некоторое оживление. По данным аналитиков, по итогам 9 месяцев в среднем доля вакантных офисных площадей в столице снизилась до 14% (2,2 млн кв. м). При этом в московских бизнес-центрах класса А осталось 17,8% вакантных площадей, или 1 млн кв. м, класса В+ — 16,3% (900 тыс. кв. м), В — 8,2% (350 тыс. кв. м).

Для сравнения, в худший момент для рынка коммерческой недвижимости в самый разгар кризиса 2014 г. доля вакантных площадей достигла 29%, или 4,2 млн кв. м. А по сравнению с 9 месяцами 2016 г. предложение снизилось почти на треть. Медленно, но верно рынок аренды коммерческой недвижимости возвращается к докризисному уровню, реагируя на общее оживление бизнеса в России.

Как отмечают аналитики «ИТКОЛ», рост спроса на объекты В и В+ создают арендаторы недвижимости класса С: сейчас они могут позволить аренду недвижимости выше классом благодаря выравниванию ставок. «На конец года в наших бизнес-центрах класса В мы наблюдаем почти полную заполняемость, на наших объектах только 0,9% свободных площадей. Причина высокого спроса со стороны клиентов - в поиске новых собственников, готовых предложить за ту же ставку более комфортные условия и развернутую сервисную программу: доступную парковку, развитую инфраструктуру, организацию питания, обустройство гостевых зон станциями зарядки телефонов, свободным wifi-доступом, банкоматами, вендинговыми аппаратами, кофе-островками, корпоративным ТВ, а также готовыми предложить доступные и интересные программы обучающих мероприятий специально для сотрудников арендаторов», — отметила Марина Кононенко, директор по маркетингу ГК ИТКОЛ.

Еще один показатель такого движения — стабильный объем ввода новой коммерческой недвижимости. По данным московских властей, ежегодно в столице вводится в эксплуатацию порядка 6 млн кв. м коммерческой недвижимости. В посткризисные времена все девелоперские проекты начинаются только с полной уверенностью, что на эти новые площади будет спрос. В целом по России за 9 месяцев 2017 г. инвестиции в недвижимость выросли на 40% до 1,74 млрд дол.

Еще один интересный тренд — рынок коворкингов. За год их число в Москве и Подмосковье выросло в три раза до 106, причем особое развитие получают сетевые коворкинги. Если раньше такой формат выбирали стартапы, то теперь к нему присматриваются крупные компании. Также наблюдается увеличение спроса на небольшие офисы: бизнес научился экономить и сокращать издержки.

«Сегодня, по нашим наблюдениям, повышенным спросом у арендаторов пользуются небольшие помещения площадью 20-30 кв. м стоимость 10-15 тыс. руб. за объект с полным обслуживанием», – продолжает Марина Кононенко.

На рынке складской недвижимости наблюдается тренд на индустриальные и складские объекты, построенные по принципу «Built-to-Suit»: в первых трех кварталах 2017 г. почти треть всех сданных складских помещений строились в этом формате. Так как подобные объекты стоят очень дорого, более бюджетным вариантом складов с производственными функциями могут стать технопарки, которые также могут быть оборудованы под нужды конкретных заказчиков.

Спрос на многофункциональные производственно-складские комплексы связан с тем, что арендаторы стремятся максимально снизить затраты на логистику. Это можно сделать за счет полного производственного цикла от получения сырья до его переработки и хранения, а также сбыта готовой продукции. Поэтому формат «все в одном» будет преобладать в 2018 г. по сравнению с обычными складскими помещениями.

В целом аналитики настроены оптимистично и ждут от 2018 г. дальнейшего оживления рынка коммерческой недвижимости на фоне взвешенного подхода к затратам со стороны бизнеса. В такой ситуации более конкурентными будут операторы недвижимости, которые предоставляют своим клиентам комплексные услуги и большое внимание уделяют развитию сервиса.